Не триумф диалектики, а фиаско
казенного марксизма,
или Еще раз
о неандертальцах
С удивлением прочитал статью Дм.
Кропотова о «триумфе» Ю. Семенова и особенно
диалектического и материалистического понимания (им) истории. Прежде всего оговорюсь, что сам я, по научной специальности
этнограф, по специализации этноэколог, занимаюсь
проблемами традиционного природопользования и, в частности, его зарождением в
начале антропосоциогенеза. И, разумеется, я
марксист, так что никоим образом не оспариваю ни диалектику, ни
материалистическое понимание исторического процесса. Но дело в том, что в
действительности большая часть построений Ю. Семенова относительно антропосоциогенеза, места неандертальцев и особенностей их
"перехода" в людей современного типа устарела еще в те же 1980-е гг., когда
были написаны характеризуемая автором книга "На заре человеческой истории" и
другие труды уважаемого академического философа. Подчеркну, что Ю. Семенов не
археолог, не палеоантрополог, не этнограф и даже не
историк, он именно философ. И философские изыски завели Семенова очень далеко в
попытках, объяв необъятное, выстроить безукоризненный
антропосоциогенез с позиций официального советского
марксизма. Который, как известно, был очень далек от подлинного, творческого,
научного марксизма самих, скажем, Маркса и Энгельса.
В свое время по этому поводу было
немало дискуссий, в ходе которых археологи и палеоантропологи указали на ряд грубейших ошибок Ю. Семенова
и его сторонников. Это был спор опытных ученых, исследователей палеолита,
практиков с доктринерами, озабоченными "чистотой марксистской теории".
Дискуссии завершились принятием развернутых оценок по данному поводу. В
частности, констатировалось отставание научной мысли в СССР по поводу антропосоциогенеза от массы новых находок и открытий,
сделанных западными учеными в Африке и других регионах мира, которые резко
меняют не только предположительную картину эволюции гоминид, но и всю парадигму
человека. Однако Ю. Семенов и его сторонники административно оказались куда
сильнее, чем их оппоненты (чего не скажешь относительно научных потенций).
На мой взгляд, Дм. Кропотов пользуется устарелыми данными и, кроме того,
недостаточно знаком с существом проблемы. Это видно хотя бы по тому, что он
ошибочно причисляет к архантропам австралопитеков, в то время как архантропы
следующее "звено эволюции", т. н. Homo erectus, ранее известный как питекантроп и, шире, весь род
Homo. И не случайно у него
таким образом выпадает из рассмотрения эта стадия, которая давно уже признана
"первым истинным человеком". Между тем, по Ю. Семенову, даже неандертальцы
"еще не люди", "не готовые люди" и т. п., о чем я и скажу.
Весьма путано излагает Кропотов саму проблему неандертальцев, что, впрочем, для
него извинительно, так как путаница идет от Ю. Семенова. Тот
писал (а Кропотов повторяет и хвалит) о "возникновении
уже у ранних неандертальцев, не говоря о поздних, социальных отношений,
социальной формы движения материи", ссылаясь при этом на "обнаруженные
погребения членов неандертальских общин, так и свидетельства заботы одних членов
общины о других". Или такой тезис, как "появление у поздних
неандертальцев первичных форм религиозных представлений в форме магии и
тотемизма"... Между тем говорить о возникновении социальных отношений (с
"заботой одних членов общины о других") лишь на стадии неандертальцев сегодня
просто смешно, как и о зарождении погребальной практики и в целом "ранних форм
религии" у них.
"Социальная форма движении материи", пользуясь выражением Семенова, зарождалась
еще у австралопитеков зрела солидарность, формировались общественные формы
жизнеобеспечения. Об этом свидетельствуют находки орудий труда у Australopithecus garhi 2,5 млн лет назад и первые жилища 1-1,5
млн лет давности на ряде африканских стоянок. Уже
1,5-1,6 млн л. н. ранние
Homo, а возможно, и поздние австралопитеки, владели
огнем факт, который в 1980-х гг. яростно отрицался и на Западе, и в СССР, но
ныне вполне доказанный. А огнепользование коренной и
едва ли не единственный бесспорный и абсолютный признак подлинного человека,
навсегда отделяющий его от животного мира. Владеть огнем мог только человек,
мало того только людской коллектив.
"Символическая деятельность",
свидетельствующая о мистических, религиозных представлениях, уходит в такую же,
если не еще более глубокую древность. Культовая практика с умершими столь же почтенна. Верно, что первые подземные
погребения обнаружены пока только у неандертальцев, однако намного ранее
архантропы сохраняли в порядке культа предков и похоронного ритуала черепа или
поступали тем или иным способом с телами и скелетами умерших. Эта практика,
свидетельствующая не о "первичных формах религиозных представлений", а о весьма
развитых, уходит в древность 300, 500, 700 тыс. лет назад, когда неандертальцев
еще не было.
Таким образом, у Ю. Семенова,
которого так лестно аттестует автор, вся первобытная история безнадежно сдвинута
"вперед". На самом деле неандертальцы были такими же вполне готовыми людьми, что
и неоантропы, жили с ними чересполосно и находились в
столь близкой степени родства (в качестве двух подвидов), что активно
обменивались культурными достижениями и свободно скрещивались. Неандертальцы не
вымерли, не были уничтожены пришельцами-неоантропами, а гибридировали с ними, растворились в них. Примечательно, что
в генах некоторых современных испанских популяций, т. е. там, где неандертальцы
жили дольше всего, обнаружены следы генетических комбинаций, присущих
неандертальцам... В этом свете сложные построения Ю. Семенова, с подверсткой
доктринальных обоснований и цитат, давно рассыпались в прах.
На самом деле невозможно, да и нет
никакого смысла, отделять биологическую сторону эволюции от социальной и культурной. Вот это-то (чем занимался Ю.
Семенов) определенно не имеет никакого отношения к диалектике и
материалистическому пониманию истории. Разве неотъемлемость биологического в человеке это не материализм? И разве
туманные рассуждения Ю. Семенова о некой абстрактной "социальной материи" не
идеализм?
Помимо всего прочего, рассуждения
1970-80 гг. о странностях неандертальцев основаны на крайне скудной, совершенно
нерепрезентативной базе "костей". Археологи и палеоантропологи вообще располагают слишком малой суммой
информации о том, что было и как, чтобы строить подобные "атропосоциогенезы". К сегодняшнему дню, однако, яснее, что
чисто биологические особенности неандертальцев легко объяснимы процессами метисации среди местных вариаций, а с другой стороны, многие
орудия труда, ранее приписываемые неоантропам, оказались принадлежащими
неандертальцам.
Мало того. Неандертальцы, которых Ю. Семенов выдавал за "неготовых людей" и
которых по сей день кое-кто на Западе вообще выводит из человеческой семьи, не
только заботились о членах общины (что делали и за миллион лет до них их
предшественники), не только хоронили умерших, но и занимались искусством
признак, который монопольно приписывается неоантропу, "готовому
человеку". Давно известна по крайней мере одна фигурка "венеры" эпохи мустье
(неандертальцев), но есть целый ряд находок древностью от 0,5 млн л. до 100-50 тыс. (т. е.
охватывающая эпохи и архантропов, и палеоантропов), представляющих собой
архаические скульптуры, в т. ч. "протовенер",
"головы", "маски" и "лица", множество скульптурных изображений животных и т. д.
У Кропотова
есть потрясающая по неведению фраза: "Никаких признаков нахождения
«промежуточного» звена между архантропами (австралопитеками) и неоантропами
(современным человеком) пока обнаружить не удалось". Что австралопитек не
архантроп, я уже сказал. Но, что важнее: все находки древних гоминид, по сути,
"промежуточные", так что, фактически, не найти двух-трех идентичных черепов,
которые бы идеально отвечали схемам таксономии. В пору, когда
писалась рецензируемая книга, целиком господствовало представление о "линейной
схеме" эволюции человека (обезьяна обезьяночеловек "неготовый человек"
"готовый человек" или: австралипитек питекантроп
неандерталец кроманьонец). Но уже тогда выяснялось, что эволюция не
лестница и даже не дерево с единым стволом и ответвлениями, она "куст" с
множеством побегов. А сегодня выясняется, что и это не так. Эволюция человека
имеет вид сложной сети, где есть не только расхождения, но и слияния. Кстати,
помимо архантропов и палеоантропов, найдены такие новые стадии (вернее, ветви
или линии), как Homo antecessor и Homo heidelbergensis, а к австралопитековым добавились "переходные звенья" более
архаичные, так что ученые не уверены, относить их к гоминидам или еще к
обезьянам (оррорин, сахелантроп и др.)
Таким образом, идеи, развивавшиеся Ю.
Семеновым в 1980-х гг. (и тогда же подвергнутые резкой критике археологами и
палеоантропологами), в основе своей совершенно
устарели. Особенно сегодня. И нет никакого основания
говорить о каком-то "триумфе". А Дм. Кропотов
просто не в курсе.
Валерий Косарев, к. и.
н.
Left.ru, 2004.
Кишинев.